Технологическая платформа Digital Q.BPM от компании «Диасофт» помогает управлять бизнес-процессами с разделением их на отдельные микросервисы – это позволяет достичь требуемого уровня производительности, отказоустойчивости, высокой скорости доставки изменений (time to market), а также предоставляет необходимую гибкость при масштабировании.
Платформа входит в экосистему цифровой трансформации Digital Q компании «Диасофт», реализована на импортонезависимом стеке и включена в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД (запись №14306 от 26.07.2022). Как BPM-система, платформа включает все необходимые возможности для цифровизации бизнес-процессов, а в сложном IT-ландшафте ее дополняют продукты единой цифровой платформы Digital Q.UP компании «Диасофт».Архитектура и технологический стек
Платформа Digital Q.BPM разработана в микросервисной архитектуре. Отличительная особенность платформы – процессы исполняются децентрализованно в отдельных микросервисах, соответствующих бизнес-смыслу автоматизируемой области, при этом управление процессами и их мониторинг осуществляются централизованно.
Взаимодействие между микросервисами возможно синхронно через Rest API и событийно через брокер сообщений – оба этих варианта поддержаны «из коробки».
За счет разделения бизнес-процессов на отдельные микросервисы платформа Digital Q.BPM позволяет выполнить требования цифровой трансформации по производительности и скорости доставки изменений.
Высокая производительность
Благодаря микросервисной архитектуре платформы Digital Q.BPM бизнес-процессы могут строиться как для типовых, так и для высоконагруженных систем, в которых процессы запускаются тысячами.
Производительность платформы доказана нагрузочными испытаниями, которые проводились с нагрузкой, характерной для крупных и сверхкрупных банков. Используемая база данных имела объем 2,5 ТБ и содержала 240 млн строк с информацией о пользователях, клиентах, счетах, картах, сделках и кредитных заявках. Платформа показала стабильную работу 1 000 транзакций в секунду (TPS) при одновременной работе 100 тыс. пользователей. Среднее время отклика – 0,5 секунды.
Полный цикл автоматизации бизнес-процессов
Платформа Digital Q.BPM охватывает все области, связанные с автоматизацией бизнес-процессов. Встроенные low-code инструменты позволяют оптимизировать бизнес-процессы без привлечения IT-специалистов.
В состав платформы входят 5 интегрированных друг с другом инструментов:
- «Дизайнер бизнес-процессов»,
- «Майнинг процессов»,
- «Управление пользовательскими задачами»,
- «Управление и мониторинг бизнес-процессов»,
- «Аналитика бизнес-процессов».
Дизайнер бизнес-процессов
С помощью low-code инструментов в «Дизайнере бизнес-процессов» проектируются бизнес-процессы, бизнес-правила, деревья принятия решений. Проектирование ведется в визуальном интерфейсе в общепризнанных нотациях BPMN 2.0 и DMN: панель инструментов включает просмотр истории изменений процессов, переключение между версиями процессов, визуальное сравнение версий диаграмм в редакторе процессов и другие.
В «Дизайнер бизнес-процессов» встроена проверка корректности процесса: интерактивные подсказки показывают правильность проектирования бизнес-процессов в соответствии с нотацией.
Для публикации процесса в микросервис достаточно всего одного клика в интерфейсе «Дизайнера бизнес-процессов».
При проектировании процессов Digital Q.BPM предоставляет возможность пошаговой отладки бизнес-процессов в debug-режиме. Эта уникальная на данный момент функциональность для BPM-систем позволяет кратно ускорить разработку и отладку бизнес-процессов технологами.
Майнинг процессов
«Майнинг процессов» выявляет и помогает проанализировать существующие процессы в организации на основе данных, загруженных на платформу Digital Q.BPM. Глубину анализа задает пользователь. Выявленные процессы автоматически визуализируются в виде карты процесса – так их проще анализировать и интерпретировать. Для анализа и интерпретации данных используются различные алгоритмы (майнеры).
Полученную карту процесса можно преобразовать в BPMN-модель для дальнейшей автоматизации средствами платформы Digital Q.BPM, что минимизирует время проектирования процессов.
Управление пользовательскими задачами
«Управление пользовательскими задачами» помогает настроить атрибуты для выполнения задач в рамках процессов, алгоритмы их назначения, KPI на обработку.
Назначаемые в ходе бизнес-процессов задачи отражаются в едином списке или на доске задач. При этом каждый сотрудник видит всю необходимую информацию и точно знает, что ему предстоит выполнить. Руководители могут отслеживать загрузку сотрудников и переназначать задачи на тех, у кого загрузка меньше, или делегировать собственные задачи.
Пользователи могут обрабатывать задачи из общей очереди или система автоматически назначит исполнителей с помощью преднастроенных интеллектуальных алгоритмов, например, на наименее загруженного сотрудника или на наиболее квалифицированного, когда это необходимо. Использование алгоритмов распределения позволяет ускорить обработку бизнес-процессов и повысить качество предоставляемых услуг.
Управление и мониторинг бизнес-процессов
«Управление и мониторинг бизнес-процессов» предоставляет единый реестр процессов и бизнес-правил, которые можно организовать в иерархической структуре произвольной сложности. Группы процессов позволяют разграничить права доступа между конкретными пользователями, ролями или подразделениями.
Из реестра процессов пользователю доступны все действия с диаграммами процессов. В том числе доступна детальная информация о ходе исполнения процессов и правил в том виде, в котором диаграмма была спроектирована, с отслеживанием длительности исполнения отдельных узлов, параметров, обрабатываемых в процессе и другим показателям.
В разделе «Статистика» представлена общая информация об исполняемых в системе процессах и их состоянии. Например, общее количество запущенных бизнес-процессов, общее количество исполненных бизнес-процессов, количество процессов в статусе «ожидание», процессы с инцидентами и т.д.
В отдельном разделе отражены инциденты при исполнении процессов. Благодаря low-code инструментам процесс можно исправить и перезапустить.
Используя heatmap-режим, пользователь может увидеть узкие места бизнес-процессов, исследовать их причины и оптимизировать процесс при необходимости.
Аналитика бизнес-процессов
«Аналитика бизнес-процессов» используется для анализа эффективности работы бизнес-процессов и сотрудников, предоставляет встроенные аналитические дашборды, которые гибко настраиваются. Бизнес-процессы можно увидеть в разбивке по пользователям, ролям или бизнес-подразделениям.
Безопасность
Для выпуска версий платформы используются DevOps-подходы, обеспечивающие автоматический контроль ее качества и проверку отсутствия известных уязвимостей в коде используемых open sourсe-компонентов и библиотек по регулярно обновляемым спискам.
Цифровые платформы как инструмент трансформации
Когда в организации множество IT-систем, в том числе устаревших и импортных с огромным количеством функционала, комплексные задачи цифровизации часто невозможно спланировать и выполнить. Сложность таких проектов не прогнозируема.
Реализовать комплексные проекты цифровизации позволяет использование платформенного подхода, который обеспечивает единство принципов и технологий будущей IT-системы. Единая цифровая платформа Digital Q.UP, ядром которой является технологическая платформа Digital Q.BPM, позволяет выстроить процесс цифровой трансформации из трех основных шагов:
- Организация работы сотрудников через цифровые кабинеты (в том числе тех сотрудников, которые работают с функциональностью core-систем). Например, это могут быть все сотрудники фронт-офисных подразделений.
- Перенос нетипичной для core-систем функциональности на уровень сервисов цифровой платформы. Core-системы перегружены несвойственной функциональностью, что препятствует их импортозамещению.
- Плановая замена оставшегося core-функционала. Когда функциональность core-систем станет существенно меньше, и задача вывода работы большинства сотрудников из них будет решена, замена самой core-системы станет кратно проще и может быть четко спланирована. Для сотрудников, уже работающих в цифровых кабинетах, замена core-систем пройдет незаметно.
Критически важными в данном подходе являются первые два пункта, реализацию которых обеспечивает единая цифровая платформа Digital Q.UP.
***
C помощью платформы управления бизнес-процессами Digital Q.BPM организация сможет улучшить эффективность и прозрачность своих процессов, перейти от ручного контроля выполнения процессов и регламентов к автоматическому, тем самым повысив качество обслуживания клиентов и внутренних процедур компании. Общеизвестные визуальные нотации позволяют наладить взаимодействие IT-специалистов и сотрудников бизнес-подразделений, что приводит к более точному и быстрому удовлетворению потребностей изменяющегося бизнеса.