Практически любую банковскую операцию сегодня можно провести через интернет, без посещения офиса кредитно-финансовой организации. Такую возможность обеспечивает специальный сервис – интернет-банкинг. Какими особенностями и преимуществами обладает интернет-банкинг, расскажем в данной статье.
Интернет-банкинг и мобильный банкинг: в чем разница
Интернет-банкинг (онлайн-банкинг) – совокупность технических решений, обеспечивающих возможность получения физическими и юридическими лицами банковских услуг через интернет. Может представлять собой:
1. Классический интернет-банкинг, позволяющий использовать сервисы банка через компьютер.
В этих целях чаще всего используется браузер или специальные банковские программы. Авторизация пользователя может производиться по паролю и SMS или с использованием аппаратных средств криптозащиты, подключаемых к компьютеру (токенов).
2. Мобильный банкинг – разновидность интернет-банкинга, обеспечивающая использование банковских услуг с помощью мобильных устройств (смартфонов, планшетов).
Базовый инструмент для данного вида банкинга – подготовленное банкоммобильное приложение. Авторизация пользователя для доступа к услугамбанка может производиться по паролю и через SMS-авторизацию, либо с использованием специального пин-кода, который знает только владелец смартфона (клиентбанка), либо аутентификация по отпечатку пальца.
Таким образом, главный признак мобильногобанкинга – использование мобильного приложения. Признак классического интернет-банкинга – использование браузера (иногда – специальной компьютерной программы, разработанной банком) на ПК.
Во многих случаях указанные два вида банкинга имеют минимальные различия по функционалу. Однако, все зависит от политики конкретной кредитно-финансовой организации.
Одни банки позволяют с помощью обоих инструментов производить любые операции – со счетами, вкладами, совершать платежи и переводы. Есть кредитные организации, разрешающие клиентам работать с вкладами (переводами) только через браузер.
В отдельных случаях мобильное приложение от банка может иметь больше функций в сравнении с сайтом. Например, многие банки позволяют производить транзакции через Систему быстрых платежей только через банковское приложение.
Мобильный и «браузерный» онлайн-банкинг близки (часто – практически идентичны) по функционалу.
Виды и возможности онлайн-банкинга
Интернет-банкинг может использоваться:
1. Клиентами в статусе частных лиц :
- для открытия, закрытия счетов и вкладов;
- для управления картами, кэшбэком и иными спецпредложениями от обслуживающего банка (его партнеров);
- для совершения и приема платежей.
2. Субъектами предпринимательской деятельности:
- для открытия расчетных (депозитных, валютных) счетов и управления ими;
- для расчетов с контрагентами, налоговыми органами;
- для ведения зарплатных проектов;
- для формирования первичных бухгалтерских документов.
Необходимые операции оперативно совершаются в любое время суток. При этом, банк соблюдает все условия для обеспечения их юридической достоверности.
Возможности банковских приложений, используемых для онлайн-банкинга, постоянно расширяются. Наиболее востребованы:
- ведение аналитики по доходам, расходам;
- оформление через онлайн-банкинг полного доступа к Госуслугам (нет необходимости подтверждать личность в МФЦ или на почте);
- запрос кредитной истории;
- использование Системы быстрых платежей;
- инвестирование в акции, облигации.
Онлайн-банкинг используется не только для совершения банковских операций, но и для ведения аналитики по платежам.
С помощью пользовательских диалоговых инструментов можно задать интересующий вопрос банку. Если он окажется несложным, то на него практически мгновенно ответит чат-бот. При необходимости подключится реальный сотрудник.
Как подключить интернет-банкинг?
Большинство банков предлагают оформить доступ к онлайн-банкингу в момент заключения первого договора с клиентом (на открытие счета, обслуживание вклада, кредита). Предоставление интернет-банкинга – типичная банковская услуга сегодня. Как правило, бесплатная.
Для открытия доступа к онлайн-кабинету, клиенту, не нужно осуществлять сложных действий – достаточно подписать несколько документов, дополняющих банковский договор.
Данные документы определяют каким образом клиент банка получает доступ к сервисам, способы авторизации пользователя интернет-банка. Типичный ее механизм – с использованием пароля и SMS – как правило, бесплатен. Применение специальных средств криптозащиты может потребовать дополнительных расходов.
Дополнительная плата также может взиматься с пользователя интернет-банкинга за следующие действия:
- информирование об операциях на счетах банка (зачисление, списание денег);
- предоставление банковских электронных документов в бумажном виде;
- иные дополнительные услуги и инструменты (например, онлайн-бухгалтерию, если используется расчетный счет).
В чем преимущества онлайн-банкинга и в чем удобство?
В числе главных преимуществинтернет-банкинга:
- круглосуточная работа (возможность обратиться в службу поддержки клиентов в любое время);
- доступность в любой точке, где есть интернет;
- оперативность совершения платежей (обеспечения их приема), операций со вкладами, счетами;
- возможность ознакомления с персонифицированными предложениями от банка;
- возможность совершать многие платежи с минимальной комиссией или без нее (например, оплачивать коммунальные услуги, налоговые счета);
- сохранение данных о всех платежах с возможностью выписки за интересующий период;
- для бизнеса – получение исходных данных для формирования бухгалтерской, налоговой отчетности, а также возможность пользоваться предложенными банком средствами ее формирования.
Использование онлайн-банкинга требует при этом соблюдения ряда правилбезопасности.
Как обеспечить безопасность при использовании онлайн-банкинга
Главный риск использования интернет-банкинга – несанкционированный доступ к личному кабинету клиента, его банковским счетам. Следствием может быть совершение мошеннических и иных противоправных действий.
Несколько простых правилбезопасности при использовании интернет-банкинга:
1. Нельзя сообщать сторонним лицам пароли и SMS-сообщения, приходящие на телефон для авторизации в онлайн-банкинге. В идеале нужно завести отдельную SIM-карту с отдельным номером для приема таких сообщений, не используемую для получения каких-либо иных услуг оператора сотовой связи (кроме доступа в интернет).
2. Для пользования банкингом через интернет необходимо выбирать устройства с надежной антивирусной программой.
3. Нельзя заходить в интернет-банкинг с сетей общедоступных мест (интернет-кафе), через открытые Wi-Fi сети.
4. В случае получения подозрительных звонков или SMS-сообщений необходимо обращаться в службу поддержки банка и не производить никаких действий. В случае подозрения на совершение незаконных операций (несогласованное списание деньг, или, наоборот, зачисление по неизвестной причине) – также незамедлительно обратиться в банк. При необходимости – в полицию.
Онлайн-банкинг: примеры в России
Практически каждый банк предоставляет своим клиентамвозможностьпользоваться онлайн-банкингом.
Для клиентов банка это удобные и функциональные технические инструменты для управления счетами и транзакциями через интернет. Обеспечивают высокий уровень безопасности совершения операций, а также реагирования на инциденты.
Для построения и развития онлайн-банкинга «Диасофт» предлагает использовать платформу развития Digital Q.UP (Unified Platform). Платформа не только предоставляет широкие возможности дистанционного банковского обслуживания, но и поддерживает продажи в отделениях банка, обеспечивая последовательность клиентского пути и цельность клиентского опыта во всех каналах обслуживания.
Платформа Digital Q.UP, построенная в микросервисной архитектуре, содержит современные инструменты для полноценного управления бизнес-процессами, средства аналитики, продуктовую фабрику для гибкого управления цифровыми продуктами и услугами, low/no-code инструменты для быстрой разработки и запуска новых каналов обслуживания. Встроенные в единую low-code платформу инструменты и технологии позволяют клиентам «Диасофт» самостоятельно развивать и кастомизировать установленные решения.
Возможности платформы «Диасофт» позволяют клиентам гибко адаптироваться к меняющимся условиям бизнеса, корректировать бизнес-стратегии, быстро осваивать новые рыночные ниши и усиливать свои позиции среди конкурентов.