Что такое интернет-банкинг простыми словами?

13.09.2021

Практически любую банковскую операцию сегодня можно провести через интернет, без посещения офиса кредитно-финансовой организации. Такую возможность обеспечивает специальный сервис – интернет-банкинг. Какими особенностями и преимуществами обладает интернет-банкинг, расскажем в данной статье.

Интернет-банкинг и мобильный банкинг: в чем разница

Интернет-банкинг (онлайн-банкинг) – совокупность технических решений, обеспечивающих возможность получения физическими и юридическими лицами банковских услуг через интернет. Может представлять собой:

1. Классический интернет-банкинг, позволяющий использовать сервисы банка через компьютер.

В этих целях чаще всего используется браузер или специальные банковские программы. Авторизация пользователя может производиться по паролю и SMS или с использованием аппаратных средств криптозащиты, подключаемых к компьютеру (токенов).

2. Мобильный банкинг – разновидность интернет-банкинга, обеспечивающая использование банковских услуг с помощью мобильных устройств (смартфонов, планшетов).

Базовый инструмент для данного вида банкинга – подготовленное банкоммобильное приложение. Авторизация пользователя для доступа к услугамбанка может производиться по паролю и через SMS-авторизацию, либо с использованием специального пин-кода, который знает только владелец смартфона (клиентбанка), либо аутентификация по отпечатку пальца.

Таким образом, главный признак мобильногобанкинга – использование мобильного приложения. Признак классического интернет-банкинга – использование браузера (иногда – специальной компьютерной программы, разработанной банком) на ПК.

Во многих случаях указанные два вида банкинга имеют минимальные различия по функционалу. Однако, все зависит от политики конкретной кредитно-финансовой организации.

Одни банки позволяют с помощью обоих инструментов производить любые операции – со счетами, вкладами, совершать платежи и переводы. Есть кредитные организации, разрешающие клиентам работать с вкладами (переводами) только через браузер.

В отдельных случаях мобильное приложение от банка может иметь больше функций в сравнении с сайтом. Например, многие банки позволяют производить транзакции через Систему быстрых платежей только через банковское приложение.

Мобильный и «браузерный» онлайн-банкинг близки (часто – практически идентичны) по функционалу.

Виды и возможности онлайн-банкинга

Интернет-банкинг может использоваться:

1. Клиентами в статусе частных лиц :

  • для открытия, закрытия счетов и вкладов;
  • для управления картами, кэшбэком и иными спецпредложениями от обслуживающего банка (его партнеров);
  • для совершения и приема платежей.

2. Субъектами предпринимательской деятельности:

  • для открытия расчетных (депозитных, валютных) счетов и управления ими;
  • для расчетов с контрагентами, налоговыми органами;
  • для ведения зарплатных проектов;
  • для формирования первичных бухгалтерских документов.

Необходимые операции оперативно совершаются в любое время суток. При этом, банк соблюдает все условия для обеспечения их юридической достоверности.

Возможности банковских приложений, используемых для онлайн-банкинга, постоянно расширяются. Наиболее востребованы:

  • ведение аналитики по доходам, расходам;
  • оформление через онлайн-банкинг полного доступа к Госуслугам (нет необходимости подтверждать личность в МФЦ или на почте);
  • запрос кредитной истории;
  • использование Системы быстрых платежей;
  • инвестирование в акции, облигации.

Онлайн-банкинг используется не только для совершения банковских операций, но и для ведения аналитики по платежам.

С помощью пользовательских диалоговых инструментов можно задать интересующий вопрос банку. Если он окажется несложным, то на него практически мгновенно ответит чат-бот. При необходимости подключится реальный сотрудник.

Как подключить интернет-банкинг?

Большинство банков предлагают оформить доступ к онлайн-банкингу в момент заключения первого договора с клиентом (на открытие счета, обслуживание вклада, кредита). Предоставление интернет-банкинга – типичная банковская услуга сегодня. Как правило, бесплатная.

Для открытия доступа к онлайн-кабинету, клиенту, не нужно осуществлять сложных действий – достаточно подписать несколько документов, дополняющих банковский договор.

Данные документы определяют каким образом клиент банка получает доступ к сервисам, способы авторизации пользователя интернет-банка. Типичный ее механизм – с использованием пароля и SMS – как правило, бесплатен. Применение специальных средств криптозащиты может потребовать дополнительных расходов.

Дополнительная плата также может взиматься с пользователя интернет-банкинга за следующие действия:

  • информирование об операциях на счетах банка (зачисление, списание денег);
  • предоставление банковских электронных документов в бумажном виде;
  • иные дополнительные услуги и инструменты (например, онлайн-бухгалтерию, если используется расчетный счет).

В чем преимущества онлайн-банкинга и в чем удобство?

В числе главных преимуществинтернет-банкинга:

  • круглосуточная работа (возможность обратиться в службу поддержки клиентов в любое время);
  • доступность в любой точке, где есть интернет;
  • оперативность совершения платежей (обеспечения их приема), операций со вкладами, счетами;
  • возможность ознакомления с персонифицированными предложениями от банка;
  • возможность совершать многие платежи с минимальной комиссией или без нее (например, оплачивать коммунальные услуги, налоговые счета);
  • сохранение данных о всех платежах с возможностью выписки за интересующий период;
  • для бизнеса – получение исходных данных для формирования бухгалтерской, налоговой отчетности, а также возможность пользоваться предложенными банком средствами ее формирования.

Использование онлайн-банкинга требует при этом соблюдения ряда правилбезопасности.

Как обеспечить безопасность при использовании онлайн-банкинга

Главный риск использования интернет-банкинга – несанкционированный доступ к личному кабинету клиента, его банковским счетам. Следствием может быть совершение мошеннических и иных противоправных действий.

Несколько простых правилбезопасности при использовании интернет-банкинга:

1. Нельзя сообщать сторонним лицам пароли и SMS-сообщения, приходящие на телефон для авторизации в онлайн-банкинге. В идеале нужно завести отдельную SIM-карту с отдельным номером для приема таких сообщений, не используемую для получения каких-либо иных услуг оператора сотовой связи (кроме доступа в интернет).

2. Для пользования банкингом через интернет необходимо выбирать устройства с надежной антивирусной программой.

3. Нельзя заходить в интернет-банкинг с сетей общедоступных мест (интернет-кафе), через открытые Wi-Fi сети.

4. В случае получения подозрительных звонков или SMS-сообщений необходимо обращаться в службу поддержки банка и не производить никаких действий. В случае подозрения на совершение незаконных операций (несогласованное списание деньг, или, наоборот, зачисление по неизвестной причине) – также незамедлительно обратиться в банк. При необходимости – в полицию.

Онлайн-банкинг: примеры в России

Практически каждый банк предоставляет своим клиентамвозможностьпользоваться онлайн-банкингом.

Для клиентов банка это удобные и функциональные технические инструменты для управления счетами и транзакциями через интернет. Обеспечивают высокий уровень безопасности совершения операций, а также реагирования на инциденты.

Для построения и развития онлайн-банкинга «Диасофт» предлагает использовать платформу развития Digital Q.UP (Unified Platform). Платформа не только предоставляет широкие возможности дистанционного банковского обслуживания, но и поддерживает продажи в отделениях банка, обеспечивая последовательность клиентского пути и цельность клиентского опыта во всех каналах обслуживания.

Платформа Digital Q.UP, построенная в микросервисной архитектуре, содержит современные инструменты для полноценного управления бизнес-процессами, средства аналитики, продуктовую фабрику для гибкого управления цифровыми продуктами и услугами, low/no-code инструменты для быстрой разработки и запуска новых каналов обслуживания. Встроенные в единую low-code платформу инструменты и технологии позволяют клиентам «Диасофт» самостоятельно развивать и кастомизировать установленные решения.

Возможности платформы «Диасофт» позволяют клиентам гибко адаптироваться к меняющимся условиям бизнеса, корректировать бизнес-стратегии, быстро осваивать новые рыночные ниши и усиливать свои позиции среди конкурентов.

Возврат к списку