Активное продвижение компьютерных технологий, распространение интернета и устройств для получения доступа к нему становятся факторами развитияцифровых экосистем. Внедрение таких систем создает ряд преимуществ для современного бизнеса.
Что такое цифровая экосистема компании
Цифровая экосистема представляет собой совокупность пользовательских и системных приложений, цифровых технологий, а также сетевых ресурсов, которые взаимосвязаны между собой.
Цифровые экосистемы могут иметь разные масштабы:
- глобальные экосистемы (взаимосвязанные технологии, приложения и ресурсы, доступные интернет-пользователям по всему миру);
- национальные экосистемы (доступные для регулярного использования жителям стран или регионов);
- локальные экосистемы (доступные ограниченному, по тем или иным критериям, кругу пользователей).
Разновидностью локальной является корпоративная экосистема компании. Регулярный доступ к соответствующим технологиям, решениям или ресурсам имеют сотрудники и, практически всегда, потребители товаров и услуг (контрагенты компании), а в ряде случаев – инвесторы, партнеры, иные связанные с бизнесом лица. Экосистемы разных компаний могут быть связаны между собой, при соответствующем масштабе образуя отраслевые экосистемы.
Границы экосистемы
Границы цифровой экосистемы определяются:
1. Принадлежностью компонентов экосистемыединому бренду (разработчику).
При этом один бренд может объединять в себе разнотипные сервисы – банковские, логистические, консультационные.
Например, экосистема цифровой трансформации Digital Q от компании «Диасофт» включает четыре типа платформ: производственные, технологические, инфраструктурные и кросс-продуктовые. Производственные платформы предназначены для автоматизации процессов разработки и организации эффективной работы команд, технологические – позволяют генерировать код, быстро создавать программные приложения, инфраструктурные – содержат открытый код, который развивает компания, а кросс-продуктовые – предлагают готовые функциональные блоки для платформ развития.
2. Единством состава пользовательского интерфейса (даже если это разнотипные продукты или сервисы).
3. В ряде случаев сходством функционального назначения компонентов системы (продуктов, сервисов) и приспособленностью элементов системы к бесшовному обмену данными между разными участками экосистемы.
Возможны препятствия в процессах обмена данными, но они будут обусловлены разграничением прав доступа сотрудников в корпоративную сетькомпании, в том числе в зависимости от уровня компетенций отдельных пользователей. Технологически сохраняется возможность обработки данных на любом участке экосистемы независимо от способа и момента ввода информации. Технология, приложение или ресурс, в которые передача данных в неизменном виде невозможна, могут рассматриваться в качестве компонентов, находящихся за пределами цифровой экосистемы, в которую соответствующие данные были введены. В свою очередь, границы экосистемы распространяются настолько, насколько используемые компанией технологии, приложения и ресурсы позволяют получать в неизменном виде данные, введенные на том или ином участке системы.
Указанные критерии в определенных комбинациях могут сочетаться между собой, а отдельные параметры – превалировать (в конкретных экосистемах). По мере развития информационного рынка критерии могут меняться, усиливаться или утрачивать значение.
Например, в результате все большего распространения в российских и мировых компаниях технологий low-code фактор бренда может ослабевать. Используя инструменты low-code, каждая компания может при минимальных затратах разрабатывать собственные продукты или сервисы. Это позволит снизить цены на товары и услуги, повысить конкурентоспособность компании.
Компания «Диасофт» в своих технологических платформах убедилась в эффективности low- и no-code инструментов: увеличилась скорость производства программных продуктов, а разработчики освободились от рутинных задач по созданию типового кода.
В свою очередь, отмеченная унификация интерфейсов – один из устойчивых пользовательских запросов на IT-рынке. Удовлетворение запросов потребителей становится обязательным фактором конкурентоспособности цифровых экосистем, и особенно экосистем национальных и глобальных масштабов.
При разработке программных продуктов для своих клиентов компания «Диасофт» использует собственную технологическую платформу Digital Q.Palette, которая упрощает создание пользовательских интерфейсов и делает их логичными, интуитивно понятными и единообразными на всех типах устройств. При этом архитектура приложений позволяет легко внедрять или изменять функции и сценарии действий пользователей. Компоненты платформы Digital Q.Palettе дают возможность автоматически сгенерировать приложение, настроить DevOps pipeline и легко обеспечить доступ к интерфейсу в микросервисной среде.
Виды цифровых экосистем и примеры сервисов
Экосистемы можно классифицировать по обширному перечню признаков.
Для примера рассмотрим три ключевых признака классификации экосистем:
- функциональность;
- открытость для управления данными;
- открытость для управления инфраструктурой.
Современные экосистемы редко бывают монофункциональными – решающими узкий круг задач, в основном цифровая экосистема многофункциональна. В ином случае, говорят, что она имеет ограниченный набор функций, например, таких:
1. Обеспечение обмена информацией между пользователями.
Типичные примеры сервисов, которые могут входить в такую систему (реже – становиться самостоятельной системой с ограниченной функциональностью): социальные сети, мессенджеры, видеохостинги.
2. Организация доступа к продуктам и сервисам и обеспечение пользования ими.
В качестве примеров можно назвать программное обеспечение, сервисы такси, учреждений медицины, банкинга.
3. Обеспечение заключения сделок между физлицами, компаниями (совершение юридически значимых действий).
Это могут быть интернет-магазины, биржи, платежные системы.
4. Управление бизнес-процессами.
Это CRM-платформы, ERP-решения, учетные сервисы, чаще всего в рамках экосистемы функционирующие под одним брендом. Их могут дополнять различные маркетинговые решения, с помощью которых компания продвигает свои товары и услуги.
Та или иная цифровая экосистема может эволюционировать в результате сочетания и расширения возможностей различных функций. Некоторые современные сервисы, изначально предназначенные для поиска информации, активно развиваются в направлении использования функционала, позволяющего покупать или продавать товары и услуги онлайн.
По степени открытости для управления данными экосистемы могут быть:
1. Преимущественно закрытыми (когда управляют данными, в основном, владельцы, администраторы системы).
Типичные примеры:
- экосистемы с функционалом для организации доступа к программному обеспечению (антивирусному, бухгалтерскому, для обработки документов);
- экосистемы с функционалом для организации доступа к справочно-правовой информации;
- экосистемы официальных СМИ.
2. Преимущественно открытыми (когда значимой частью данных управляют внешние пользователи).
Именно внешние пользователи размещают в цифровой системе данные, обрабатываемые затем с помощью технологий, приложений и ресурсов соответствующей сети. Работоспособность различных элементовэкосистемы обеспечивают администраторы. Иногда они участвуют и в процессах ввода данных, например, при модерации правил ресурса.
По степени открытости для управления инфраструктурой цифровая экосистема может быть:
1. Преимущественно открытой для пользователей при создании или изменении различных компонентов системной инфраструктуры.
2. Преимущественно закрытой для пользователей в указанной области (то есть главную роль в разработке и управлении инфраструктурой играют администраторы).
В первом случае речь может идти как раз о сервисах на основе low-code или же традиционной концепции open source. Пока что они уступают по популярности цифровым платформам от специализированных разработчиков, но постепенно становятся все более распространенными.
В чем преимущества экосистем?
Внедрение продуктов и сервисов в рамках экосистем, в противовес разработке разрозненных решений, имеет главное преимущество – возможность организовать контроль функционирования отдельных компонентов системы по единым принципам. К числу прочих преимуществ создания экосистемы решений можно отнести:
- обеспечение высокой скорости обмена данными благодаря их бесшовному движению между разными участками системы;
- повышение уровня безопасности обмена данными в рамках внедрения единых протоколов защиты данных;
- быстрое освоение упрощенных интерфейсов управления сервисами;
- ускорение рыночной экспансии бренда (результативные сервисы «подтягивают» другие решения, входящие в экосистему, за счет узнаваемости бренда).
Создание и развитие экосистем во многом определяется национальной спецификой IT-рынка. Российский рынок также имеет особенности.
Цифровые экосистемы России: отличие от зарубежных
Российский рынок программного обеспечения в целом характеризуется высоким уровнем технологического суверенитета за исключением аппаратного сегмента. Многие ключевые глобальные экосистемы мира имеют российскую альтернативу.
Более того, разработки российских IT-компаний могут превосходить иностранные аналоги по степени адаптации к национальной специфике. Это однозначно характеризует экосистемы в части функционала, связанного с управлением бизнес-процессами. Существуют целые сегменты, в которых зарубежные решения в принципе неконкурентоспособны в силу ограниченной адаптации к особенностям российского рынка.
Уникальным явлением для российского рынка информационных технологий является экосистема цифровой трансформации DigitalQ от компании «Диасофт». Производственные, технологические, инфраструктурные и кросс-продуктовые платформы в составе экосистемы помогают компании «Диасофт» строить эффективную производственную среду, максимально автоматизировать производство программного обеспечения и разрабатывать архитектурно правильные IT-решения.
Что касается основных факторов, обусловливающих внутреннюю специфику российской модели разработки и внедрения систем, то к их числу можно отнести:
1. Наличие постоянного запроса на разработку и поддержку IT-решений со стороны государственных и муниципальных структур.
С одной стороны, это способствует стабильности финансирования разработок за счет относительной устойчивости бюджетного ресурса. С другой – предопределяет появление строгих требований к безопасности, стандартизации, функциональности различных компонентов экосистем.
При этом второстепенным во многих случаях становится критерий экономической рентабельности экосистемы – при соблюдении заданных условий безопасности и стандартизации.
2. Наличие широкого круга компетенций на внутреннем рынке труда благодаря высокому уровню образовательных программ по подготовке IT-специалистов.
Российские разработчики способны разработать цифровую экосистему практически любого уровня сложности. Вместе с тем для большинства сегментов IT-рынка характерен постоянный дефицит кадров. Это замедляет динамику внедрения и развития национальных экосистем.
3. Отсутствие исторической практики «длинного» инвестирования в IT-сегмент.
Российский IT-рынок, по мировым меркам, довольно молодой. В большинстве его сегментов нет значительных объемов «старой» инфраструктуры, использование которой может дать определенный экономический эффект. Активно внедряется принципиально новая, передовая инфраструктура, основанная на современных технологиях. Как следствие, IT-бизнес растет значительно более высокими темпами в сравнении с другими отраслями.
Развитию соответствующих сегментов бизнеса способствуют различные программы государственной поддержки. Это не только инструменты прямой финансовой поддержки компаний, но и административные методы – в виде снижения налогов, контрольно-надзорной нагрузки.
Вместе с тем частный российский бизнес тоже является активным пользователем цифровых экосистем. Это обусловлено многими преимуществами задействования возможностей экосистем в коммерческой деятельности компаний.
Что дают экосистемы бизнесу?
Использование цифровых экосистем в организации позволяет:
1. Сокращать издержки по внедрению и обслуживанию IT-инфраструктуры.
Использование компонентов такой инфраструктуры, основанных на единых принципах, обычно существенно дешевле в сравнении с задействованием разрозненных решений. Нет необходимости формировать большой штат специалистов для внедрения разрозненных решений. В сравнении с менее предсказуемой ценовой политикой поставщиков обособленных IT-решений есть обоснованное ожидание специальных предложений и условий использования компонентов экосистемы по программе лояльности клиентов компании-разработчика.
2. Упростить процессы масштабирования деятельности компании.
При расширении географии поставки товаров и услуг, IT-решения, объединенные в экосистему, как правило, легче адаптировать к новым условиям использования – в сравнении с внедрением обособленных продуктов и сервисов. Действующая экосистема может в принципе не потребовать какого-либо дополнительного функционала. В результате расширение компании произойдет без больших расходов на оптимизацию IT-инфраструктуры.
3. Оптимизировать инвестиционную политику компании.
Использование единой экосистемы, как правило, дает возможность спрогнозировать отдачу от инвестирования в IT-инфраструктуру (как и объемы предстоящих вложений в IT-решения для развития бизнеса). Все слабые места такой инфраструктуры можно увидеть благодаря единым принципам мониторинга работы различных составляющих экосистемы. Компания сможет оперативно сократить издержки в работе проблемных участков и высвободить средства, которые можно направить на улучшение основных направлений деятельности, связанных с реализацией товаров или услуг.