«Диасофт» предлагает клиентам новый подход к построению архитектуры IT-решений. Суть подхода — в том, что в решении для автоматизации брокерского обслуживания появляется новый, промежуточный слой — middle layer. Он одновременно обеспечивает работу решений в каналах, онлайн-поддержку функций и исполнение бэк-офисных процессов. По мнению экспертов компании, на фоне роста интереса к инвестициям этот подход поможет брокерам предоставить частным инвесторам на финансовых рынках удобные онлайн-инструменты.
РАЗВИТИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Уже более 25 лет компания «Диасофт» разрабатывает бэк-офисные решения для автоматизации работы кредитных организаций на финансовых рынках. Еще в 90-х мы автоматизировали работу депозитария и разработали решение для валютного дилинга в одном из банков, который стал нашим постоянным клиентом.
Развивая решение для работы банков на финансовых рынках, а именно — для их казначейских подразделений, мы практически достигли совершенства. Было приятно, когда на конференции СРО НФА «ПФИ 2019» представитель Сбербанка в ходе обсуждения нюансов законодательства предположил, что у большинства из присутствующих есть система автоматизации финансовых рынков, например такое решение, как у «Диасофта», которое поможет поддержать законодательство.
Последние два года прошли для нас под знаком брокерского обслуживания. Низкие ставки по депозитам и как следствие массовый выход частных инвесторов на рынок ценных бумаг утвердили этот тренд, и он коснулся всех участников финансового сектора.
Крупные банки начали активно модернизировать свои системы, готовить их к работе в новых условиях, к обслуживанию резко увеличивающегося числа частных инвесторов.
Розничные банки, ранее неплохо зарабатывавшие на кредитах, открыли проекты по реализации сервиса цифровых инвестиций. Они почувствовали, что не выдерживают конкуренцию с банками, предлагающими такой сервис. Интересно было наблюдать, как трансформировался бизнес таких банков, как они реструктуризировали департаменты казначейских операций для поддержки брокерских операций клиентов и учились вести новый бизнес.
Даже небольшие инвестиционные компании начали искать новые способы, чтобы предложить сервис цифровых инвестиций своим клиентам. Делали они это в условиях нехватки ресурсов, пытаясь запустить бизнес по субброкерской схеме или подключаясь к облачным решениям.
КАК «ДИАСОФТ» ВМЕСТЕ С КЛИЕНТАМИ ПОДСТРАИВАЛСЯ ПОД ИЗМЕНЕНИЯ
В 2020 году мы модернизировали IT-архитектуру банков, входящих в топ-10 брокеров по данным Московской биржи. В ходе реализации проектов они постоянно работали над повышением качества предоставляемого ими сервиса, использовали лучший опыт на рынке. Мы поняли: чтобы достичь результата, надо вывести в онлайн те функции, за выполнение которых обычно отвечают подразделения бэк-офиса в офлайн-режиме.
Первой ласточкой стал наш продукт «НДФЛ Онлайн», входящий в состав платформы развития бизнеса Digital Q.FinancialMarkets. Решение позволило нашему заказчику производить расчет НДФЛ при выводе средств клиента «здесь и сейчас», без оформления заявок на вывод денег и ожидания следующего дня для расчета налога. Клиент может пользоваться брокерским счетом, как если бы это был обычный карточный счет.
В итоге появилось понятие «Middle Layer». Это технологический подход, подразумевающий перенос расчетных функций бэк-офиса в отдельный слой, который обеспечивает точный расчет по одинаковым алгоритмам для цифровых каналов и бэк-офиса и может быть горизонтально масштабирован. Это позволяет обслуживать как потребности бэк-офиса, так и запросы клиентов, поступающие из цифровых каналов.
Нам удалось легко реализовать этот подход в микросервисной архитектуре. В решении появляется два профиля нагрузки: один — со стороны мобильных приложений, другой — со стороны бэк-офиса для проведения операции закрытия дня. Конечно, проектирование таких решений требует больше времени, чтобы учесть все важные потребности бизнеса, но полученные результаты впечатляют: рост производительности, возможность поэтапного ввода микросервисного решения в промышленную эксплуатацию, а главное — возможность предоставить клиентам необходимый уровень сервиса.
Как правило, первая реакция сотрудников бэк-офиса на перспективу использовать такое решение в банке — отрицание. Они не видят необходимости проводить онлайн-расчеты, вероятно, опасаясь частичной потери контроля над процессом. Однако после пилотирования приходит понимание, что это хорошо работающий механизм, который, наоборот, снимает с них часть головной боли. Возможно, они по привычке раньше не замечали этих сложностей, но теперь могут активнее участвовать в реальном обслуживании клиентов.
Это стало возможным благодаря платформе развития бизнеса Digital Q.FinancialMarkets. Платформа позволяет быстро выводить на рынок новые инвестиционные продукты, подключать цифровые каналы для взаимодействия с клиентами, повышать операционную эффективность.
Мы пошли дальше и совместно с коллегами из банков выделили еще несколько элементов Middle Layer: брокерские комиссии, процесс онбординга клиента и выплаты доходов по ценным бумагам. Цель этих бизнес-процессов бэк-офиса —предоставить клиенту необходимую информацию или подключить новый сервис: начать торговать немедленно, имея все счета; получать информацию о комиссиях по сделкам, даже если у банка не плоская шкала процентов, а зависящая от оборотов на разных рынках. Сокращение времени получения клиентами доходов — также существенное конкурентное преимущество.
Весь Middle Layer мы разделили на блоки: «Портфель клиента», «Стимулирование торговли», «Онлайн-сервисы и онлайн-обслуживание клиента» и «Технические сервисы». В каждом из этих блоков есть несколько готовых продуктов, делающих удобнее взаимодействие клиента с брокером. Мы считаем, что еще большей популярностью будут пользоваться сервисы, стимулирующие пользователей совершать сделки. Например, образовательные программы, таргетированные новости, робо-эдвайзинг, возможности кэшбэка, промоакции, ведь есть много клиентов заключили договор, но не торгуют, что приносит брокерам лишь дополнительные расходы.
КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ УЖЕ СЕЙЧАС?
Места для появления прорывных решений, на первый взгляд, кажутся скучными и будничными бэк-офисными бизнес-процессами. Но именно на стыке потребности брокеров дать клиенту «крутой сервис» и готовности бэк-офиса рискнуть и передать часть своих контрольных функций современным цифровым средам есть место для инноваций. Управление контейнерами, балансировщики нагрузки, серверы, автоматически создающие «комфорт и уют» в мобильных приложениях, уже сейчас способны сделать брокерский бизнес успешнее, а игроков рынка — довольнее и лояльнее.
Сергей Жилко
Руководитель продукта «Брокерское Обслуживание» компании «Диасофт»