Почему бизнесу выгодно развивать производство ИТ-решений совместно с вендорами

30.10.2019

CNews: Вы готовы к новому формату сотрудничества с заказчиками?CNews: Недавно вы поделились с CNews итогами развития «Диасофт» в 2018 году и рассказали о том, какие изменения произошли в компании в последнее время. Как вы планируете развиваться дальше?

Александр Глазков: В 2019 году перед нами встал вопрос, что делать — закрепиться на завоеванных позициях или двигаться дальше. На самом деле, выбора у нас не было. Мы находимся на новом витке развития. Как я уже рассказывал, компания пережила серьезную трансформацию в 2016-2017 годах, ее результаты мы увидели в 2018 году, но останавливаться нельзя.

Если мы остановимся на достигнутом, то через полгода-год откатимся назад и не сможем подтвердить право на существование на рынке. Надо делать новые проекты, добиваться новых результатов. В предыдущие годы мы проинвестировали более миллиарда рублей в создание цифровой платформы, которая сегодня необходима рынку. Теперь необходимо ее поддерживать и развивать, и это возможно только в проектах с клиентами. 

CNews: Но крупные компании, в том числе и банки, в последние годы активно развивают собственную разработку.

Александр Глазков: Да, идея цифровой трансформации бизнеса привела к тому, что крупные финансовые организации стали создавать собственные подразделения, чья цель — разработка новых решений. Однако, на наш взгляд, она себя не оправдала. Во-первых, это очень дорого, а значит, не каждая организация сможет себе это позволить. Во-вторых, у большинства нет для этого зрелости производственных процессов, сплоченной команды и соответствующей культуры производства. Кроме того, при наличии немалого бюджета на цифровизацию, успех проекта не является для такой организации вопросом жизни и смерти. В отличие от вендора, который отвечает за успех не только деньгами, но и репутацией.

Тем не менее, многие заказчики хотят, чтобы производство продукта происходило на их территории. Поэтому я уверен, что развитие ИТ будет идти по пути совместной разработки продуктов. И наша задача — предоставить им такую возможность и сделать так, чтобы эффективность «Диасофт» была существенно выше инхаус-разработки или аутстаффинга.

CNews: Вы готовы к новому формату сотрудничества с заказчиками?

Александр Глазков: Да, у нас есть успешные проекты и экспертиза для того, чтобы их реализовывать. Сегодня наше производство достигло такой степени зрелости, что мы готовы превратить свой опыт, свои навыки и умения, свои команды в продукт. Мы назвали это «Производство как продукт» (Production as a Product, PaaP).

CNews:Расскажите подробнее, что такое «Производство как продукт».

Александр Глазков: Производство как продукт состоит из трех частей: команд и их культуры, системы управления и средств производства.

«Диасофт»:Часть первая: команды и культура

Наталия Оржевская: Мы создаем правила для разных категорий сотрудников, наблюдая за работой лучших специалистов и агрегируя их опыт.

Мы создали компактные команды, отвечающие за продукт. У команд есть руководители — эксперты в своей отрасли. Они проводят ежедневные встречи, на которых обсуждается ход работ, проводится ретроспективный анализ. Все члены команд четко понимают, что они должны делать. Более того, наши команды достигли эффекта синергии, когда общий результат больше, чем сумма результатов всех ее участников.

Наши команды кросс-функциональные — мы объединили в них людей, отвечающих за все этапы выполнения работы, и теперь они могут работать быстрее и эффективнее. Наши команды устойчивые — они объединены вокруг продукта. В них нет функциональности, за которую никто не отвечает, так же как нет специалистов, не отвечающих за какую-то функциональность. В них есть понятная точка входа, то есть заказчик всегда знает, в какую команду можно обращаться за какой задачей.

У каждой команды есть культурный код — накопленный ими опыт. При этом мы стремимся к тому, чтобы они постоянно обменивались этим опытом. Команды приступают к решению задач только после того, как понятна архитектура будущего решения. Каждый член команды регулярно проходит аттестацию, в ходе которой мы оцениваем, что у него получилось за прошедшее время, а что пока не очень удается сделать.

Мы создаем правила для разных категорий сотрудников, наблюдая за работой лучших специалистов и агрегируя их опыт. Речь идет о таких правилах, как, например, «не оставляй за собой грязный код», «используй уже имеющиеся наработки» и пр. И, конечно, мы уделяем самое пристальное внимание тому, чтобы каждая строчка кода или поставленная задача имела своего хозяина.

Наша задача — сделать так, чтобы 70% времени команды тратили на создание нового кода. Для этого мы анализируем опыт, выясняем, что мешает людям работать эффективнее, и стараемся устранять эти препятствия.

Наши устойчивые команды хорошо зарекомендовали себя в сложнейших проектах, и мы готовы и дальше помогать заказчикам ускорять процессы разработки решений, обеспечивать непрерывную доставку изменений, предоставлять квалифицированные кадры, услугу «люди-как-сервис», а при необходимости набирать сотрудников, обучать и включать их в уже подготовленные команды.

«Диасофт»:Часть вторая: система управления

Сергей Ломака: Наши команды прекрасно понимают, чего они должны достичь через 2 недели.

Мы перешли от водопадного подхода к Agile, то есть вместо квартальных-полугодовых и годовых планов используем метод непрерывного, итерационного достижения целей. И для этого разработали систему объективных, легко измеримых результатов, которые оцениваются каждые 2 недели.

Наши команды прекрасно понимают, чего они должны достичь через 2 недели. Но и заказчик хочет понимать, за что он платит деньги, что он получит и в какие сроки. Поэтому команды стремятся как можно чаще демонстрировать заказчику свои наработки, получать от него обратную связь и тут же ее учитывать.

Начиная с этого года специалисты заказчика могут практически в режиме реального времени наблюдать за ходом реализации проекта командой «Диасофт». При этом команда ориентируется не на сиюминутный результат, а на основные цели заказчика, чтобы вовремя перестроить свою работу для достижения желаемого эффекта. 

«Диасофт»:Часть третья: средства производства

Дмитрий Старов: Мы на собственном опыте, в реальных проектах выстроили стандарты и правила разработки.

Технологии производства усложняются, а бизнес хочет получать результат все быстрее и быстрее. Наш опыт позволяет это сделать. Первое — надо наладить непрерывное развертывание. Очень важно сделать так, чтобы не приходилось каждый раз заново собирать стенды — надо научиться создавать их автоматически. И для этого мы пишем специальные сценарии. Второе — должно применяться конфигурационное управление, то есть единый подход к выпуску спринтов. Третье — продукт должен постоянно тестироваться для того, чтобы ошибки выявлялись на ранних этапах работы.

Одно из наших главных преимуществ — это опыт решения задач и наличие готовых функциональных блоков, с помощью которых мы можем быстро построить решение для заказчика. У нас есть наборы сервисов и библиотек, позволяющих выстраивать кастомизированные решения. Типовые элементы уже написаны, к ним можно добавить свой код и получить именно то, что нужно конкретному заказчику в конкретной ситуации. Мы на собственном опыте, в реальных проектах выстроили стандарты и правила разработки.

Фактически, мы создали фабрику по выпуску продуктов. При этом работа этой фабрики автоматизирована до такой степени, что человеку остается просто проверять соответствие процессов метрикам. Все остальные рутинные процессы переданы роботу. 

CNews: В чем главное отличие концепции «Производство как продукт» (Production as a Product, PaaP) от хорошо знакомого всем аутстаффинга или аутсорсинга?

Александр Глазков: «Производство как продукт» стирает границы между заказчиком и разработчиком. Их совместная работа становится более эффективной — разработка максимально приближена к бизнесу, а значит максимально учитывает его потребности. Кроме того, в качестве разработчика в данном случае выступает вендор — зрелая компания, у которой есть профессиональная планка, ниже которой она не может опуститься. Мы просто не можем себе позволить писать плохой код и создавать плохие решения.

«Диасофт» заинтересован в совместном с заказчиками производстве продуктов, в пилотировании удачных наработок, применении своих компетенций, новейших технологий, которые мы отработали на себе, и готовы разворачивать и масштабировать на территории клиентов при создании решений, необходимых бизнесу.

Источник

#PaaP, #производство как продукт, #цифровая трансформация, #Глазков, #Оржевская, #Старов, #Ломака

Возврат к списку