17 июня на первой в истории «Диасофт» тим-лид конференции руководители производственных команд, продуктов и представители топ-менеджмента дали оценку качественным изменениям, которые произошли в компании за последний год, и обобщили опыт организации эффективного производства.
«Производство как продукт» — эта стратегическая цель «Диасофт» стала основной темой разговора единомышленников.
Команды под руководством бизнес-тренеров приняли участие в мозговом штурме, проанализировали результаты применения новых технологий и изменений в бизнес-процессах компании.
С особым интересом участники встречи слушали доклады своих коллег, признанных экспертов в IT-сообществе, которые внесли большой личный вклад в развитие и успех «Диасофт»: Наталии Оржевской, директора центра управления производственными командами; Сергея Ломаки, главного архитектора; Дмитрия Старова, директора департамента по инструментам и технологиям разработки.
Открывая конференцию, Александр Глазков, председатель совета директоров, управляющий директор «Диасофт», рассказал об основных направлениях стратегического развития компании, о первоочередных задачах, которые предстоит выполнить в 2019 году, о том, что значит «производство как продукт» и как «Диасофт» планирует добиваться этой цели. Подробнее об этом — в интервью Александра Глазкова для «Б.О».
КОМАНДЫ И КУЛЬТУРА
Наталия Оржевская убеждена: «Главная ценность компании — наши люди. И это не просто слова. Чтобы огранить этот бриллиант, необходимо ценить достоинства каждого члена команды, научить людей общаться друг с другом, делиться с коллегами опытом, не бояться признавать свои ошибки и уметь их исправлять. На это, а также на воспитание социальной эмпатии, эмоционального интеллекта и внутренней мотивации сотрудников нацелена корпоративная культура компании».
В командах «Диасофт» работают не просто профессионалы, а люди, которые умеют анализировать, не боятся говорить о проблемах, хотят развиваться, продолжают учиться и наращивать мастерство. Сплоченные команды компании работают на результат: осознанно, в атмосфере объективности, соревнования и согласия, под руководством признанных лидеров, под девизом «Хотим, должны, можем!»
А когда цели команды важнее личных целей, когда цель у всех одна — добиться результата, помочь клиенту, внести свой вклад в общее дело, становится ясно: цель будет обязательно достигнута.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Аналитики Gartner утверждают, что в современном мире выживут не самые сильные и умные компании, а те, которые обладают гибкостью и лучше других могут приспособиться к изменениям. С такого месседжа начал свое выступление главный архитектор «Диасофт» Сергей Ломака: «Гибкость — это в том числе и возможность активно масштабироваться, быстро перестраиваться на новые технологии, использовать гибкие функциональные продукты и инструменты, например умение переходить с серверов приложений к микросервисам».
Однако просто гибкости мало, гибким должно быть умное, хорошо управляемое производство, которое поддается точному измерению, отличается осознанностью принятия решений, понятных исполнителям и заказчику. Никто не будет покупать «код в мешке», работать вслепую, неизвестно с кем и с чем. Поэтому команды «Диасофт» должны работать над созданием такого имиджа, в который заказчик обязательно поверит. Команды должны понимать специфику бизнеса, потребности и цели заказчика. Только так можно добиться желаемого результата, самостоятельно, без вмешательства микроменеджемента. При этом крайне важно грамотно организовать взаимодействие команд, используя для этого передовые технологии, чтобы не приходилось демонстрировать чудеса героизма, а планомерно делать свое дело.
Спикер рассказал о применении цикличного принципа постоянного усложнения критериев, позволяющих значительно сократить путь от идеи до ее реализации, создавать новые практики и пилотные проекты, которые необходимо масштабировать.
Кроме того, важны роль наставничества, передающего компетенции новым людям, умение быстро переключаться с одной технологии на другую, заимствовать передовые практики из других отраслей. Важно учесть и продумать все, что может удешевить и ускорить производство решений, что обеспечит взаимопонимание и успех сотрудничества разработчика и заказчика на этапах постановки и выполнения задач.
«За нашими словами есть жизнь и сила. Мы не просто говорим об этом — у нас за плечами накопленный за многие годы опыт успешных практик, которые мы используем в собственном производстве и намерены применить в совместной разработке решений с нашими заказчиками», — сказал Сергей Ломака и подчеркнул: «В этом отличие “Диасофт” от многих коллег по цеху».
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
О выборе средств для практической реализации идей и совместного производства продуктов говорил Дмитрий Старов: «Мы предлагаем заказчикам не только компетенции наших, уже хорошо подготовленных и обученных команд, но и набор готовых блоков кода и инструментов, умение тестировать и развертывать наши решения в любых средах».
Почему именно такой набор? Все дело в скорости изменений, постоянном усложнении IT-систем, необходимости сокращения time-to-market для заказчиков. «То, что раньше мы делали за год, теперь необходимо сделать за неделю! Для этого нужны новые практики по доставке приложений и соблюдению качества разработки, практики, обеспечивающие автоматическое, непрерывное развертывание ПО. Наш ответ на этот вызов — наращивание экспертизы в DevOps», — так оценил ситуацию директор департамента по инструментам и технологиям разработки «Диасофт».
Большой интерес у участников конференции вызвал раздел презентации «Инфраструктура как код», в котором эксперт рассказал о том, как инструментарий «Диасофт» обеспечивает штатную работоспособность кода в любой среде. По словам Дмитрия Старова, проблема любого разработчика заключается в том, что внутренняя среда разработки и тестирования всегда чем-то отличается от той, которая развернута у заказчика. Поэтому «Диасофт» предлагает новый подход к решению проблемы — инсталляция архитектуры с помощью кода. «Мы больше не строим сложные многоэтажные города — каждый раз заново, из нового кирпича. Мы должны их, что называется, распечатывать на 3D-принтере. Это можно сделать автоматически, по YAML-сценариям, которые “умеют” инсталлировать на инфраструктуру стек новых технологий, и главное — без участия людей в этом процессе, что сводит на нет риски и ошибки, возникающие по вине человеческого фактора», — пояснил Дмитрий Старов.
Ошибки можно минимизировать и за счет архитектурного подхода к разработке ПО, что прописано во внутренних стандартах и правилах разработки кода — «Думаем прежде, чем начинаем делать!». В этой связи настоящей инновацией стало использование подхода «Contract First», описывающего процесс управления контрактами API. С его помощью в «Диасофт» научились делать параллельные командные разработки.
Практически весь накопленный опыт удалось «переложить» в многочисленные программные продукты компании и электронные справочники, которые помогают избавиться от множества проблем и ошибок. Понятно, что у наших заказчиков, скорее всего, такого опыта нет, и мы открыто готовы им делиться. В этом тоже — преимущество и сила «Диасофт».
Репортаж журнала «Банковское обозрение»
Текст: Вадим Ференец