Читать статью полностью в pdf-формате
ОПЫТ РОСБАНКА И КОМПАНИИ «ДИАСОФТ»
В 2017 году Росбанк успешно завершил проект обновления программного обеспечения для подразделений Capital Market and Investment Banking. Наталия Конкина, член правления, директор по операционной деятельности Росбанка, рассказала в интервью Cbonds Review, почему при анализе существующих на рынке IT-решений выбор был сделан в пользу системы Diasoft FA# Treasury от компании «Диасофт», как проходило ее внедрение, за счет чего проект удалось завершить в сжатые сроки и какие новые возможности установленная система дает банку.
Росбанк последовательно выстраивает бизнес-модель универсального банка, значительное место в вашем бизнесе традиционно занимают инвестиционно-банковское направление, операции на рынках капитала. Какие программные решения помогают банку в этой деятельности?
Наталия Конкина: Если сравнивать историю формирования финансовых рынков у нас и на Западе, то можно констатировать, что развитие финансовых рынков в России — процесс очень динамичный и порой даже стремительный. Для того чтобы давать достойный ответ новым вызовам, оставаться на одной волне с другими крупными игроками банковского рынка, обеспечивать устойчивую и в то же время гибкую платформу для развития бизнеса, Росбанк уделяет большое внимание развитию соответствующей IT-инфраструктуры. В нашей линейке ITпродуктов, поддерживающих операции на финансовых рынках, присутствуют программные компоненты ведущих мировых и российских разработчиков. Кроме того, банк использует программное обеспечение (ПО) собственной разработки.
Не так давно вы успешно реализовали проект обновления ПО для подразделений Capital Market and Investment Banking. Расскажите об этом опыте.
Наталия Конкина: Проект по обновлению программного продукта, используемого подразделениями операционной поддержки рынков капитала и инвестиционно-банковских услуг для обработки сделок фондового и срочного рынков, был запущен нами в конце 2014 года. В качестве потенциальных кандидатов на новую систему рассматривались наиболее известные на рынке решения с богатым опытом внедрения, однако в итоге выбор был сделан в пользу Diasoft FA# Treasury от компании «Диасофт». Проект реализован в несколько этапов и успешно завершен в 2017 году. Сначала на новое решение были переведены процессы обработки операций с эмиссионными ценными бумагами. Второй и заключительный этап завершился внедрением функционала по обработке операций с векселями и фьючерсными контрактами на срочной секции Московской биржи. В результате мы полностью отказались от использования одной из систем собственной разработки, поддержка и развитие которой были ограничены.
В чем особенность этого проекта? С какими трудностями в процессе внедрения нового ПО вам пришлось столкнуться?
— Еще на стадии планирования проекта мы установили довольно амбициозные сроки его реализации. Такой подход предопределил одно из самых краткосрочных внедрений среди похожих комплексных решений на российском рынке. При этом были соблюдены жесткие требования к функционалу полученного продукта. Одновременно с внедрением системы в подразделениях поддержки операций на финансовых рынках были оптимизированы процессы и подходы к их организации, выстроены тесные коммуникации и сотрудничество с подразделениями других бизнес-линий банка, вовлеченными в процесс эксплуатации продукта, а также с поставщиком решения — компанией «Диасофт».
Вы уже подчеркивали высокую скорость развития российского финансового рынка и изменений регуляторной среды. Какие задачи в связи с этим встают перед IT-платформой банка?
Безусловно, с внедрением нового IT-решения работа не закончилась. Практически сразу же на повестку дня встали вопросы совершенствования системы, которые связаны с необходимостью развития новых направлений бизнеса, оптимизации операционных процессов внутри банка, а также с изменениями регуляторных требований к участникам рынка. В качестве примера могу привести внедрение банком нового функционала для ведения внутреннего учета согласно Положению Банка России № 577-П. Наша система изначально поддерживала ведение внутреннего учета профессионального участника рынка ценных бумаг. В процессе внедрения были сделаны доработки и специфические настройки, которые адаптировали стандартный функционал к процессам банка и позволяли в полном объеме выполнять требования регулятора. Однако требования нового нормативного документа кардинальным образом отличались от требований предыдущего. После вступления в силу Положения № 577-П мы уже не могли использовать внедренный продукт, поэтому было принято решение установить новый компонент для ведения внутреннего учета, разработанный компанией «Диасофт». Преимущество продукта было очевидно: при его реализации практически не требовались дополнительные интеграции, которые, как показывает практика, являются самой сложной и трудозатратной частью любого проекта по внедрению IT-систем. Кроме того, в начале 2017 года на рынке практически отсутствовали готовые IT-решения с полным функционалом ведения внутреннего учета в соответствии с Положением № 577-П.
Как удалось справиться с большим объемом новых задач?
Работа началась сразу после публикации проекта Положения. Для создания качественного продукта, удовлетворяющего как требованиям регулятора, так и пользователей системы, была создана рабочая группа, в которую вошли представители разработчика и участников рынка, в том числе и нашего банка. Регулярные встречи и оперативный обмен мнениями профессионалов относительно терминологии и нормативных требований, фиксация и учет специфических запросов каждого из членов группы позволили создать качественный продукт. Успешной разработке и внедрению нового решения от компании «Диасофт» также способствовало участие представителей банка и разработчика в семинарах, организованных Банком России и СРО НФА. На этих встречах обсуждались вопросы, касающиеся Положения № 577-П. И надо признать, участникам удалось получить развернутые разъяснения от представителей регулятора и саморегулируемой организации о новых требованиях и возможностях их реализации.
Таким образом, вы с партнерами практически стали первопроходцами в этой области?
Насколько мы понимаем, этот проект был для компании «Диасофт» пилотным. С одной стороны, это создавало некоторые неудобства для команды Росбанка. Отсутствие уже наработанных, стандартных вариантов настройки системы требовало привлечения больших ресурсов для проведения анализа, а затем и тестирования решения. Но с другой стороны, это была интересная работа: у нас была возможность принять непосредственное участие в доработке системы и получить при этом требуемый функционал.
Как выглядело такое взаимодействие на практике?
Не секрет, что практически любой программный продукт при внедрении у конкретного заказчика требует кастомизации. Наш проект не стал исключением. В процессе внедрения нового компонента ведения внутреннего учета наши сотрудники проделали большую работу по подготовке и реализации дополнительных специфических требований, необходимых для выполнения существующих процедур оформления операций на фондовом и срочном рынке. С нашей точки зрения, это привело к улучшению функциональных характеристик продукта. Нужно отметить, что разработчик сумел реализовать все доработки в оговоренные сроки, чему способствовали ежедневные телефонные конференции, в ходе которых участники обеих команд могли оперативно решать любые вопросы, возникавшие в процессе внедрения.
В октябре 2017 года новый компонент был успешно введен в эксплуатацию, и тем самым был соблюден регуляторный срок перехода Росбанка на новый порядок ведения внутреннего учета. Насколько сложной оказалась задача, и что вы получили в итоге?
Как и при внедрении самой системы Diasoft FA# Treasury, командам банка и разработчика удалось выдержать сроки установки нового компонента ведения внутреннего учета. Для достижения результата аналитики и эксперты провели кропотливую работу по адаптации процессов к новым регуляторным требованиям и внедрению системы на стороне банка в тесном взаимодействии с разработчиком. Хочу подчеркнуть, что новый продукт «Диасофт» отличается от старого не только принципиально новым функционалом, который обусловлен новациями в регуляторных требованиях. Разработчик применил также новые подходы к автоматизации финансовых транзакций, отказавшись от принципа двойной записи в главной книге в пользу регистров внутреннего продуктового учета. Это обеспечило более высокий уровень гибкости нашей системы по сравнению с предыдущим решением, спроектированным по классической схеме.
В ближайшие годы грядут масштабные изменения, связанные с внедрением стандарта МСФО 9. Как участники финансового рынка готовятся к этим изменениям?
Залогом успешного развития бизнеса на рынках капитала является в том числе и развитие IT-систем, обеспечивающих поддержку финансовых операций. Регуляторная среда также постоянно меняется, и вы правы, приведя в пример Положение Банка России № 606-П от 17.10.2017 года. Оно коренным образом меняет требования к бухгалтерскому учету операций с ценными бумагами в рамках внедрения стандартов МСФО (IFRS) 9 в РСБУ. Таким образом, сегодня на повестке дня уже новые задачи, которые потребуют дальнейшего совершенствования программного обеспечения. И работа в этом направлении, безусловно, будет продолжена в сотрудничестве с ведущими поставщиками программных решений, в том числе и с таким проверенным партнером, как компания «Диасофт».
КОММЕНТАРИЙ «ДИАСОФТ»
Виктор Русалеев, исполнительный директор бизнес-направления «Финансовые рынки Diasoft FA#», компания «Диасофт».
Наша компания давно привлекает участников финансового рынка к разработке решений. Мы начинаем подготовку задолго до вступления в силу новых требований законодательства: организуем рабочие группы, проводим регулярные встречи специалистов для совместного формирования требований к функционалу нового программного обеспечения. И этот формат работы в итоге полностью себя оправдывает.
Одним из показательных результатов такого тесного взаимодействия с заказчиками стала разработка нового продукта системы Diasoft FA# Treasury для внутреннего учета операций на финансовых рынках. Отмечу, что на этот раз мы использовали комплексный подход к автоматизации, перейдя от решения на «бухгалтерских проводках» к регистрам внутреннего продуктового учета. При сохранении высокой степени настраиваемости продукта нам удалось повысить его быстродействие: скорость операций учета и формирования отчетности возросла, поскольку все данные хранятся в регистрах в готовом виде.
Еще до пилотного внедрения продукта мы демонстрировали его возможности участникам финансового рынка на различных мероприятиях, в частности в августе 2017 года на заседании круглого стола «Национальной финансовой ассоциации» (СРО НФА). В результате, после общения с профессиональными участниками финансового рынка, мы укрепились во мнении, что решение соответствует ожиданиям рынка в части автоматизации внутреннего учета согласно Положению № 577-П. Конечно, в ходе внедрения в Росбанке продукт, что называется, пережил еще одно рождение и теперь уже полностью созрел для тиражирования, в чем, несомненно, большая заслуга команды банка. Коллеги были максимально глубоко погружены в проект и практически ежедневно давали нам конструктивную обратную связь.
Уже сейчас мы активно готовимся к переходу российских кредитных организаций на стандарт учета МСФО 9, который будет введен в 2019 году. По нашим оценкам, масштаб и объем этих изменений превзойдут размеры всех нововведений законодательства в части учета за последние 10 лет. Рабочая группа уже создана, в нее вошли активные участники финансового рынка, которые успешно используют продукты компании «Диасофт» и готовы внести свой вклад в создание необходимого рынку IT-решения.